Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии с тяжелыми нарушениями речи, расстройством акустического спектра, задержкой психического развития) могут обучаться по адаптированным программам. В нашей школе разработаны адаптированные образовательные программы, программы коррекционно-развивающего обучения. Адаптированные образовательные программы определяют содержание и организацию образовательной деятельности на любом уровне образования и обеспечивает следующих задач:
-формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся;
-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
-формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе
-духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- формирование основ учебной деятельности;
-создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
-обеспечение вариативности и разнообразия содержания программы и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.
Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, создаются особые условия обучения, рекомендованные комиссией и включающие:
- реализацию адаптированных образовательных программ;
- вариативный набор программ дополнительного образования;
- организацию доступной среды;
- организацию индивидуальной работы специалистов (тьютора, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога);
Также необходимую психолого-педагогическую помощь на базе школы можно получить, обратившись к специалистам школьной психолого-педагогический комиссии, в состав которой входят: педагог-психолог, учитель-логопед и учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор, специалисты консультационного центра.
Основными формами работы с детьми ОВЗ в нашей школе являются:
1. Диагностическая деятельность (выявление проблем в обучении и воспитании).
2. Коррекционная деятельность, направленная на развитие познавательной сферы (память, внимание, мышление, восприятие); эмоционально-волевой сферы (самооценка, тревожность, мотивация); коммуникативной сферы (ассертивное поведение, копинг-стратегии конструктивного поведения, умение налаживать сотрудничество со сверстниками и взрослыми).
3. Консультирование педагогов и родителей (законных представителей), через консультационный центр школы.
Все эти формы работы направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, разработана программа коррекционной работы. В основе работы социально-психологической службы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы.
Такой подход позволяет рационально регламентировать деятельность всех участников образовательного процесса школы в вопросах создания специальных образовательных условий для детей с особыми образовательными потребностями.